КАК РАЗНООБРАЗИТЬ ДОСУГ РЕБЕНКА В РЕЖИМЕ КАРАНТИНА
Поиск
  • Admin

КАК РАЗНООБРАЗИТЬ ДОСУГ РЕБЕНКА В РЕЖИМЕ КАРАНТИНА

Вот уже больше трех недель Казахстан находится в режиме чрезвычайного положения. В первые дни люди по-разному отреагировали на возникшую ситуацию: кто-то думал, это ненадолго и не стал сильно менять привычный уклад жизни, другие поддались всеобщей тревожности и смели в магазинах полки с гречкой и туалетной бумагой, что уже стало популярным мемом, а кто-то и вовсе поддался панике и начал рассылать уведомления и информацию о вирусе COVID-19, подчас неподтвержденную, по всем чатам в мессенджерах. 

Сейчас, когда режим карантина отчетливо приобретает затяжной характер, стало ясно одно – как бы мы не представляли дальнейшее развитие событий, мы не в силах предусмотреть все, и нам придется в ближайшее время жить в предлагаемых обстоятельствах. Жителям Нур-Султана и Алматы, возможно, предстоит еще долгая изоляция в пределах своих четырех стен.

«Жизнь после коронавируса уже не будет прежней» - самая популярная фраза последних дней. И это действительно так. Текущая пандемия и связанные с ней перемены заставили весь мир, и жителей Казахстана в частности, по-другому взглянуть на многие аспекты повседневной жизни и, в первую очередь, на социальные связи, семейные отношения, досуг и образование детей. 

Последнее – отдельная, огромная тема и источник дополнительного стресса, как для детей и родителей, так и для самих школ. Напомним, что четвертая четверть уже началась, и она пройдет полностью в дистанционном формате.

Уверены, уже многие родители школьников освоили все доселе незнакомые функции доступных мессенджеров, научились пользоваться Zoom и познают приложение Google Classroom, вспомнили пароли от Skype, даже, возможно, провели ликбез для бабушек и дедушек, и теперь все общаются по видео-звонкам в WhatsApp и Telegram как заправские журналисты-репортеры и блогеры.

Мы же, команда «Комунити», как сообщество пассионарных энтузиастов, экспертов в неформальном образовании и полезном досуге для детей и подростков, хотели бы быть максимально полезными в эти непростые дни именно для семей с детьми, вынужденных провести следующие несколько недель в замкнутом пространстве квартиры или дома. 

Наверняка, многие родители сейчас обеспокоены психоэмоциональным состоянием своих чад, да и, чего скрывать, своим собственным, в этой вынужденной самоизоляции, и задаются вопросом: «Чем бы интересным, а главное, полезным заняться с детишками?». 

Наша команда имеет большой опыт в развитии социально - эмоциональных навыков у детей и взрослых, обучении различным полезным soft skills и геймификации. Поэтому мы подготовили для вас подборку советов и рекомендаций, как сделать долгое пребывание дома с детьми максимально комфортным и полезным, как для родителей, так и для детей. 

Для этого, помимо собственного опыта работы, мы добавили информацию, которую получили после консультации со своими международными партнерами, ведущими специалистами в области семейной психологии и экспертами личностного развития и самообразования.

Первый совет для родителей, с которого мы бы хотели начать, и самый, на наш взгляд, важный, это эмоциональная поддержка. Старайтесь чаще хвалить детей. Даже за самые маленькие победы, за инициативу, за простое доброе слово в ваш адрес или в адрес других детей, а также просто за новый опыт преодоления. Не забывайте при этом хвалить и себя!


Рекомендации «Как полезно развлечь ребенка?»

Если дети совсем малыши (им сложнее всего долгое время находиться в замкнутом помещении), то мы бы посоветовали чаще менять локации для игр, при условии, что размеры квартиры позволяют это делать. Если раньше это были только детская и гостиная, то теперь это может быть и спальня родителей, даже кухня и балкон. Конечно, с соблюдением всех мер безопасности ребенка. 

Частая смена обстановки и деятельности – наше все. Запаситесь новыми игрушками, можно самыми недорогими. Главное – давайте их не все сразу, сохраняйте эффект новизны как можно дольше. Мы уже не говорим о массе различных развивающих игр для гаджетов и мультфильмов в интернете, но и здесь лучше не перегружать глазки детей. Опять же – частая смена деятельности. И, конечно же, старайтесь соблюдать режим сна и питания, как бы сложно это не было. Проветривайте чаще квартиру.

Если ребенок постарше и уже ходит в школу, то самое время освоить доселе неизведанные для него возможности гаджетов и интернета, а не просто с целью только развлечения. Попросите его или ее, к примеру, поискать в Google информацию для себя и для вас: новый рецепт яичницы или омлета (кстати, можно и приготовить вместе!), занимательные задачки и вопросы для семейной викторины вечером, биографию какой-нибудь исторической личности. 

Можно вместе изучить историю эпидемий на Земле, найти хорошую аналитику про пандемию «испанки», например, или других известных вирусов. Кто знает, вдруг в семье растет будущий именитый ученый-вирусолог? Интригуйте, заинтересовывайте, ставьте перед детьми задачи! Они это обожают!

В последнее время многие активно начали общаться онлайн на различных платформах – с родственниками, друзьями из ближнего и дальнего зарубежья. Обычное общение всегда можно превратить в игру, викторину, розыгрыш, онлайн - вечеринку, можно даже костюмированную или с участием домашних питомцев. Почему бы и нет? Сейчас могут раскрыться новые таланты!

Если вдруг у вас дома нет настольных игр, то вы могли бы вместе с детьми придумать и нарисовать поле для «игры - бродилки» типа «Монополии», сочинить свои правила и играть вечерами в перерывах между домашним заданием и просмотром телевизора. 

Недавно мы узнали об интересном лайфхаке от одной родительницы: они с детьми разнообразили игру в «Монополию» следующим образом – прежде чем совершить ход, нужно решить пару примеров из таблицы умножения. Так ребенок в игровой форме выучил за каникулы всю таблицу.

Пробудите в себе геймификатора, фантазируйте: постарайтесь посмотреть даже на обычные домашние дела под новым углом. Пробудите внутренний интерес ребенка. Даже выносить мусор можно, превратив это в игру, бросив жребий среди членов семьи, проведя лотерею. Это все новые нейронные связи и новый полезный опыт. 

Если вы стараетесь все-таки выходить с детьми во двор на 30-40 минут пару раз в неделю, естественно, соблюдая все рекомендации карантина (носить медицинскую маску, не контактировать с другими людьми, держаться на безопасной дистанции), или просто на балкон, то и это время можно использовать с максимальной пользой для ребенка. 

К примеру, выходить с определенной игровой целью или задачей – развивать память и наблюдательность – это уже базовые навыки исследователя! Сколько во дворе машин красного цвета, а сколько белого? Какие деревья зацвели? Каких птиц ты видишь и слышишь? И так далее.

Особое внимание следует уделить вопросу здоровья ребенка в замкнутом пространстве. Стараться не допускать гиподинамии. Вы могли бы с детьми делать веселую зарядку по утрам, еще можно найти аккаунты учителей физкультуры в Instagram и заниматься вместе с ними. Помните, что многим детям, и большим и маленьким, важны понятные инструкции, правила и ритуалы. Ритуалы помогают спокойно пройти через кризис.



Карантин карантином, но следует придерживаться определенного режима дня. Так будет легче всем. Мы не рекомендуем смотреть фильмы до глубокой ночи и просыпаться к обеду. Также с питанием: двигаемся сейчас меньше, да еще и весенний авитаминоз, а значит, в рационе семьи должно быть больше клетчатки, овощей, фруктов, чтобы иммунитет стал сильнее и лучше противостоял инфекциям.

Также важно понимать, что в современном мире остро стоит и другой вопрос – о здоровье ментальном. Сейчас наше информационное пространство как никогда заполнено негативом. Оградите себя от излишне негативных новостей и проследите, чтобы ваши дети также меньше получали его из интернета на своих гаджетах. 

Это ухудшает и без того тревожное состояние. Информация – это та же пища, только для ума, и здесь должна быть своя «диета», тем более, сегодня, в эпоху массы фейковых новостей в связи с коронавирусом. Иногда лучше почитать вместе с ребенком интересную книжку, а затем обсудить ее. 

Исследования современных ученых-психологов подтверждают, что чтение художественной литературы прекрасно прокачивает эмоциональный интеллект. А еще старайтесь чаще спрашивать ребенка, что он чувствует, какие эмоции испытывает. Это развивает также его эмоциональный интеллект, дает важные навыки самоанализа и рефлексии. 

Помогут сохранить эмоциональное равновесие и определенные практики. Даже, если вы до этого момента не пробовали медитации или йогу, мы настоятельно рекомендуем получить этот новый опыт, или найти свою форму так называемого «заземления», познакомить детей с простыми инструментами осознанности, возвращения в свое тело, состояние «здесь и сейчас». 

Например, справляться со стрессом и успокаиваться помогут обычные объятия с детьми. Сейчас и у вас, и у них потребность в этом возросла. Еще есть такие упражнения на самоуспокоение, как «бабочка». Это когда вы как бы обнимаете себя обеими руками, поглаживаете и похлопываете по предплечьям – помогает расслабиться и эмоционально себя поддержать. 

Можно практиковать молитву или мантру, которая нам досталась от индейцев племени Навахо: «Я спокоен и ничто не нарушит мой покой. Покой слева от меня. Покой справа от меня. Покой передо мной. Покой позади меня. Покой надо мной. Покой подо мной. Покой вокруг меня. Покой внутри меня».


Не забывайте и о юморе. Хорошая шутка и смех лучше всего снимают стресс, разряжают обстановку. Иногда нам просто необходимо быть менее серьезными, особенно с детьми.

Возвращаясь к школьным вопросам - что важно понять про четвертую четверть на дистанционном обучении? Это всего лишь два месяца из школьной жизни вашего ребенка. И то, как пройдет процесс учебы, будет зависеть от того, какой тандем у вас сложится с учителями. 

Важно помнить, что сложно сейчас всем. И педагогам тоже – их не готовили к форсированному переводу программы на онлайн формат. Всем следует проявить терпение и понимание друг к другу. Еще мнения многих экспертов сходятся в одном: для безболезненного прохождения этого периода помимо навыков самоорганизации, у вашего ребенка уже должны сформироваться (в зависимости от его возраста) определенные базовые навыки общения с учителем. 

Здорово, если ваш ребенок умеет задавать правильные вопросы, жаловаться, если что-то доставляет ему дискомфорт, самостоятельно удовлетворять свои потребности в получении информации, проявляет инициативу и может организовывать свое рабочее место. Здесь очень важен комфорт, как физический, так и эмоциональный. 

Обратите внимание, если ребенок не может пожаловаться или попросить о помощи – это верный знак, что следует обратиться к специалисту (детский психолог, психоневролог и т.п.). Сейчас очень многие из них консультируют удаленно, а иногда даже probono.

Многие родители сейчас фокусируются на негативной стороне нового формата обучения. Но ведь есть и много позитивных моментов, о которых интересно поразмышлять.

Во-первых, уроки по 15-20 минут и не дольше 30 мин (так, по крайней мере, обещали специалисты МОН РК).

Во-вторых, ребенок получит важный опыт самоорганизации, тайм - менеджмента, лучше освоит современные программы и приложения на компьютере и прочих гаджетах.

И, в-третьих, ребенок, особенно если он очень общительный, не потеряет связь с одноклассниками, что очень важно в период самоизоляции. 

Человек – существо социальное, для него важно ощущать принадлежность определенному сообществу. И, конечно, на дистанционном обучении, находясь дома, у детей больше телесной свободы: они не обязательно сидят за столом или партой во время урока, могут лежать, стоять и находиться в любом другом положении тела. 

Но все же следует следить, чтобы это не вредило зрению и осанке ребенка, делать перерывы на 1-2 минутную гимнастику (тянуться руками вверх, приседать, разрабатывать плечевые суставы и кисти рук).

Конечно, в сети сейчас можно найти множество различных видео уроков по арт-терапии, занятий по художественному творчеству, есть онлайн курсы по шахматам, бесплатные виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям мира. В эти дни у нас есть прекрасная возможность вспомнить старое хобби или обучиться новым навыкам и ремеслу вместе со своим ребенком. 

Здесь главное – все вышеперечисленное познавать и изучать так, чтобы не мешать остальным членам семьи: надевать наушники, уходить в другую комнату, выбирать подходящее для этого время дня, закрывать за собой дверь.

В режиме самоизоляции и карантина следует еще более трепетно и внимательней отнестись к личному пространству друг друга, уважать личные границы. Это простые, но важные правила.  Не забывайте, что иногда и родителю, и его ребенку просто необходимо побыть наедине с самим собой.

В конце хотелось бы вернуться к началу и снова повторить самое, на наш взгляд, важное, на чем мы хотели сосредоточить ваше внимание. Чем бы вы ни занимались с ребенком в режиме карантина, он должен чувствовать родительскую поддержку. 

Старайтесь сохранять атмосферу терпимости и созидания, нежности и заботы. Сейчас у вас есть отличная возможность узнать друг друга еще лучше, научиться друг у друга чему-то новому, выйти из карантина на другой качественно новый уровень общения со своим ребенком, стать еще более сплоченной семьей.

Всегда ваша,

Команда «КОМУНИТИ»


Статья вышла на сайте The Open Asia

Просмотров: 0

© 2016 - 2018 KOMUNITI LLP   Website was created on Wix.com

  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram Social Icon
  • Google+ Social Icon
  • telegram-logo-1
  • Odnoklassniki Social Icon
  • logo-moy-mir
Tel.:  +7 (701) 727 76 97

​Е-mail:  tookomuniti@gmail.com​

Мы в соцсетях: